Новации музея (вторая половина XX - начало XXI века).
Декабрьские вечера. Учебный музей слепков имени И.В. Цветаева при РГГУ
На протяжении своей столетней истории Музей постоянно находился в поиске новых форм деятельности. Разнообразные новаторские проекты во многом определили лицо ГМИИ в 1960-е – 2000-е годы и помогли ему заслужить высокий авторитет у профессионалов и публики. Одним из первых следует назвать международные междисциплинарные научно-тематические конференции «Випперовские чтения», учрежденные и названные в 1968 году в честь выдающегося историка искусства и многолетнего сотрудника Музея Б.Р. Виппера. Оригинальные выставочные проекты Музея 1970-х – 2000-х годов создали новое измерение в его разветвленных международных контактах, открыв целые направления: «выставка одного шедевра», «выставка-диалог» между различными национальными школами. Учреждение в 1985 году Отдела личных коллекций по инициативе известного собирателя И.С. Зильберштейна впервые воплотило новый подход к теме частного коллекционирования в нашей стране. Углубленная работа с посетителями и, особенно – с детьми, всегда считалась приоритетной в нашем Музее. Открытие в 2006 году Центра детского эстетического воспитания «Мусейон» придало этой многолетней работе качественно новый импульс. Этим новаторским проектам посвящена большая часть настоящей выставки. Здесь пойдет речь о двух из них. О других вышеназванных новациях Музея вы сможете узнать подробнее в разделах колоннады, где освещены сферы деятельности ГМИИ.
«Это [«Декабрьские вечера»] не просто концерты в залах великолепного музея, а некое художественно-музыкальное пространство, в котором на стыке двух великих искусств – изобразительного и музыкального – высекается искра художественной Правды, происходит торжество художественной Истины.…выросло целое поколение ценителей такого синтеза искусств, а сам фестиваль стал одним из самых неординарных проявлений отечественной культуры, стал ее гордостью…»
«Декабрьские вечера Святослава Рихтера» – это еще и наследие Мастера и его соратников, которые ему помогали и вместе с ним посвящали себя развитию культуры москвичей…» Борис Покровский
«Декабрь имеет в Москве особое символическое звучание, и мне подумалось, что это весьма кстати для задуманного мною фестиваля. «Декабрьские вечера» – это красота Москвы зимой, Москва – красивая под снегом, в Москве идет снег…» Святослав Рихтер
В 1970-е – 1980-е годы Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина стал центром интеллектуальной и культурной жизни столицы. Конференции, круглые столы, подготовка масштабных международных выставок аккумулировали вокруг ГМИИ самых авторитетных и незаурядных деятелей науки и искусства из разных стран. Музей утвердился в качестве творческой лаборатории, превращавшей культурное наследие в живой и многогранный феномен. «Декабрьские вечера», стартовавшие в 1981 году по инициативе директора ГМИИ И.А. Антоновой и великого пианиста С.Т. Рихтера, стали следующим шагом в этом направлении. Новаторской была идея не просто устраивать концерты в стенах музея, а организовать ежегодный фестиваль, в котором концертные программы образовывали сложное единство соспециальными выставочными проектами. Изобразительные искусства и музыка сопоставляются как явления параллельные, но ассоциативно дополняющие друг друга или контрастные, что позволяет глубже проникнуть в смыслы культуры той или иной эпохи, служит пониманию ее многомерности. Расширить возможности музыкальных программ помогают другие искусства – литература, хореография, театр. Таким образом, «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина заняли особое место среди множества музыкальных фестивалей, проходящих в мире. Программы «Декабрьских вечеров» украшают имена блестящих, всемирно известных исполнителей. Многие из них стали открытиями Фестиваля: Евгений Кисин, Александр Мельников, Константин Лифшиц, Джонатан Гилад, Юлиан Рахлин, и др. После кончины Святослава Теофиловича в 1997 году «Декабрьские вечера» носят имя выдающегося музыканта. Декабрьские вечера существуют уже более 30 лет. Художественным руководителем фестиваля в настоящее время является Юрий Башмет.
В 1994 году Музей выступил с новаторской инициативой об организации в учебных целях открытого хранения слепков из уникальной коллекции Музея в Российском Государственном университете. Идея была поддержана ректором РГГУ Ю.Н. Афанасьевым. В следующем году Ученый совет университета принял решение о создании Музейного центра, а его основным экспозиционным разделом стал Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева. Учебный музей является отделом ГМИИ имени А.С. Пушкина, работу которого организуют его штатные сотрудники. Создание Музейного центра (1996), а затем учебного музея слепков (1997) стало знаком обновления университетского образования и восстановления его связи с классической культурной традицией.
Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева на территории РГГУ был открыт 30 июня 1997 года – в год 150-летия основателя Музея изящных искусств, профессора Ивана Владимировича Цветаева, личность которого окружена в университете особым почетом. В семи залах «Цветаевского музея на Миуссах», как стали называть учебный музей РГГУ, разместилось около 750 экспонатов. Над созданием Учебного музея работал коллектив сотрудников ГМИИ. Экспозиция строилась как напоминание о тех залах, которые существовали на момент открытия Музея на Волхонке в 1912 году, что служило свидетельством не только связи нового музея с Музеем изобразительных искусств, но и верности ГМИИ просветительским идеям его основателя. Благодаря импульсу, полученному в результате открытия Учебного музея, развивается и Музейный центр: в 2000 году он открыл постоянную экспозицию «Другое искусство» на основе коллекции искусства нонконформизма Л.П. Талочкина, а в 2005 году, в продолжение идеи И.В. Цветаева, там открылась экспозиция «Искусство Древней Мексики». Это первая в России постоянная экспозиция, посвященная искусству доколумбовых индейских племен – более сотни слепков, специально изготовленных Национальным институтом антропологии и истории Мексики для университета. Учебный музей в РГГУ активно включен в научную, учебную и общественную жизнь университета. Здесь проходят конференции и семинары, посвященные теории и практике музейной деятельности, занятия по истории искусств, рисованию, концерты,творческие встречи, выставки. В 2004 году здесь состоялась выставка «Вещь-весть». Натюрморт XVII-XX веков из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина». Деятельность Учебного музея РГГУ неотрывна от жизни Пушкинского музея.