Главная

Выставка «Пушкинскому» музею — 100 лет

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших музеев России, широко известный во всем мире. Задуманный как университетский музей слепков, ГМИИ стал форпостом культурной жизни столицы.

На разных этапах своей истории благодаря масштабным новаторским проектам ГМИИ выступал не только первопроходцем новых направлений в музейной работе, но и открывал своим зрителям новый взгляд на мир. Музей не только знакомил российскую публику с высшими достижениями мировой культуры, но активно способствовал включению событий отечественной культурной жизни в международный художественный процесс.

Выставка «Пушкинскому музею» – 100 лет» – беспрецедентный по масштабам исторический проект, призванный представить развитие Государственного музея изобразительных искусств в исторической перспективе. Изменение статуса Музея, рост его собраний, появление новых направлений деятельности, смена приоритетов – показаны через ключевые события и ключевые фигуры, в разное время определявшие лицо ГМИИ. Обширный архивный материал – документы и фотографии – в экспозиции соседствует с подлинными произведениями. Благодаря подлинным памятникам, а также общему решению экспозиции удалось добиться того, что архивный по сути своей проект стал полноценной художественной выставкой, достойной стен Музея, историю которого он представляет.

Выставка проходила с 28 апреля по 2 сентября 2012 года в главном здании ГМИИ.

Экспозиция Белого зала была посвящена основным этапам истории Музея, Колоннады – главным направлениям деятельности, 19-й зал – перспективам развития, предполагающим создание на базе Музея масштабного культурного просветительского комплекса – музейного квартала или, как говорил И.В. Цветаев, «музейного городка» на основе проекта, разработанного архитектурным бюро Нормана Фостера и поддержанного специальным постановлением Правительства России. 20-й зал был целиком посвящен истории Музея Нового западного искусства (1918-1948), ликвидированного декретом И.Сталина и судьбе его коллекций в стенах ГМИИ, который стал преемником репрессированного музея. Здесь был выставлен уникальный макет, реконструирующий экспозиции ГМНЗИ на 1930–е годы.