Новые экспозиции музея. 1955-2007
Развитие Музея во второй половине XX – началеXXI века – это расширение и совершенствование его экспозиционного пространства. Музей обретал новый облик, менялись приоритеты. В первую очередь это было связано с поступлением в его фонды произведений из Государственного музея нового западного искусства, ликвидированного Сталиным в 1948 году. В первую очередь, его коллекция состояла из первоклассных работ импрессионистов и постимпрессионистов из собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова.
В 1953 году в возрожденной экспозиции выставлялось лишь несколько работ из ГМНЗИ. Но уже в 1955 году на выставке французского искусства XV–XX веков широко экспонировались полотна Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Гогена, Сезанна, Синьяка, Матисса,Пикассо, Марке, А. Руссо,Утрилло. Картины Пикассо вошли в состав легендарной выставки художника, открывшейся в октябре 1956 года и ставшей важным знамением «оттепели». К началу 1960-хгодов произведения «новой западной живописи» заняли два зала на первом этаже. Радикальный шаг в развитии Картинной галереи был предпринят в 1974 году. После завершения капитального ремонта Музея в анфиладе второго этажа разместилась экспозиция французской живописи конца XIX–XX веков. Это далось не без борьбы (вопрос решался на уровне Отдела культуры ЦККПСС). Шедевры «нового искусства» стали логическим завершением комплексной экспозиции.
Огромная роль в их возвращении в мировой научный обиход принадлежит бывшим сотрудницам ГМНЗИ Н.В. Яворской,Т.А. Боровой и многолетнему хранителю живописив Музее М.А. Бессоновой. Специалисты отмечали,что «именно теперь... в Москве есть музей... мирового класса, достойный столицы», а «картинная галерея впервые прозвучала в полную силу».
Экспозиция 1974 года в основных чертах сохранялась более 30 лет, сыграв огромную роль в формировании представлений публики об истории искусства. Середина 1990-х годов знаменуется новыми качественными изменениями в экспозиции: она пополнилась произведениями из числа «перемещенных ценностей». После выставки «Дважды спасенные» 1995 года залы Музея украсили ранее не представленные в Москве произведения Ф. Гойи, О. Домье, а также Л. Крана-ха, Э. Дега, К. Мане. Частью постоянной экспозиции стали сокровища Трои из раскопок Г. Шлимана, впервые показанные в 1996 году.
Дальнейшее развитие экспозиций настоятельно требовало расширения музейных площадей. В 2006 году Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ вв. обрела отдельное помещение. В Главном здании были созданы три новых зала подлинников Античного искусства, а также залы искусства Нидерландов и Германии XIV-XVI вв., Фландрии XVII в., византийского и раннего итальянского искусства, картин Рембрандта и его школы. Экспозиции продолжают совершенствоваться, делая более доступными для публики богатые фонды Музея.