Главная

Классический музей и новый мир. 1931-1941

1930-е годы быстро набиравшего силы Советского государства наполнены пафосом побед и индустриальных строек. Монополия государства во всех сферах жизни на десятилетия определила облик общества. Время было очень противоречивое, сложное. На фоне становления тоталитарного режима, волн террора великие свершения, высокие идеалы, душевная открытость нового поколения. Решения I Всероссийского музейного съезда 1930-го года провозгласили лозунг: «Музеи на службу социалистическому строительству и культурной революции».

Работа Музея Изящных искусств была полностью переориентирована. Культура вынужденно заговорила языком лозунгов, фотографий и цитат из классиков марксизма-ленинизма. Важнейшей формой просвещения становятся с 1930 года передвижные выставки, для которых создаются специальные бригады. Перечень таких выставок огромен: «Женщина до и после революции», «Антипасхальные», «Антирождественские» и др., а также передвижные выставки в подшефных колхозах, в подмосковных угольных регионах, в Средней Азии и даже на Дальнем Востоке.

По распоряжению Наркомпроса РСФСР основные экспозиционные площади отводились поднепрофильные мероприятия (например, грандиозную выставку «Штурм Перекопа» 1938 г.), а собственные выставочные планы Музея нарушались. Были отменены запланированные проекты: «Выставка портрета», «Декада ленинградского искусства»; «Иллюстрация в мировом искусстве»; «Искусство орнамента» и др.

Трагическая судьба постигла «Художественную выставку графики на тему истории ВКП(б)». Руководство Музея и его наиболее авторитетные сотрудники пытались смягчить идеологическое давление Наркомата, но чаще безуспешно. Тем не менее, в 1936 году удалось открыть монографическую выставку произведений Рембрандта из музеев СССР.В 1932 году в официальном названии Музея словосочетание «изящные искусства» было заменено на «изобразительные искусства». В 1937 году, в год столетия кончины А.С. Пушкина, Музею было присвоено его имя.

Несмотря на то, что Музей на долгие годы стал своего рода пропагандистским центром, сотрудники продолжали работать над проблемами мирового художественного наследия, обрабатывать коллекции, составлять каталоги. Музей постоянно находил новые формы просвещения для разных групп и возрастных категорий посетителей. Особенно это касалось работы с детьми. Устраивались выставки: «Древняя Греция по произведениямискусства и художественной промышленности», «Физкультура и спорт в Древней Греции» и др. На «Международную выставку детского рисунка» (1934) были собраны рисунки детей из почти из всех европейских стран и Америки. По-прежнему блистал выставками Гравюрный Кабинет, размещавшийсяв самом сердце Музея (сегодняшний зал № 7).

«Принимая во внимание, что термин «Изящных искусств» является анахронизмом и не соответствует ни характеру материала, ни классовой направленностиего показа, ... дирекция и коллектив сотрудников Музея просит Сектор Науки войти с ходатайством... о переименовании Музея Изящных искусств в «Музей Изобразительных искусств», – из письма директора музея В.П. Полонского от 16 января 1932 года в сектор Науки Наркомпроса.

Автор текста Ада Беляева