Главная

Музей и революция. От музея слепков к музею подлинников. 1912-1932

С первых дней Музей активно включается не тольков культурно-просветительскую, но и в общественно-политическую жизнь. 19 июля 1914 года началась Первая мировая война. Музей предоставил свои помещения для устройства городского Лазарета им. великой княгини Милицы Николаевны.

С декабря 1914 организуются две благотворительные выставки в пользу раненых: скульптур А.С. Голубкиной и «Выставка картин русских художников старой и новой школ, устроенные Комитетом Е.И.В. Великой Княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну».

Октябрьская революция, Гражданская война и сопровождавшая их разруха не могли не отразитьсяна жизни Музея. С 1917 по 1923 год здание не отапливалось и было закрыто для публики. Сквозь поврежденную крышу в залы текла вода, пострадал ряд экспонатов. С апреля 1923 года Наркомпрос реорганизует музейную сеть и перераспределяет художественные ценности. Расформировывается Румянцевский музей, существовавший с 1861 года. Принимается решение о создании Государственного музея изящных искусств.

В марте 1924 года постановлением Президиума Отдела по делам музеев о создается фонд Картинной галереи ГМИИ. Директором Музея назначается Н.И. Романов – крупный историк искусства, единомышленник И.В. Цветаева. Вместе с ним трудятся такие известные знатоки искусства как А.М. Эфрос и В.Н. Лазарев.

В конце 1924 года в Музей изящных искусств переводятся коллекции Румянцевского музея: часть картинной галереи – крупнейшее в Москве собрание западноевропейского искусства, включавшее шедевр Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», а также и Гравюрный кабинет – уникальное собрание работ мастеров русской школы и памятники графического искусства зарубежных стран. Упомянем собрание Д.А. Ровинского, содержавшее свыше 33 тысяч листов. Во главе Гравюрного кабинета стоял выдающийся знаток графики А.А. Сидоров, а среди первых хранителей – такие признанные специалисты как М.З. Холодовская и Н.Н. Водо. Поступление этих блестящих коллекций определили дальнейшее развитие Музея.

10 ноября 1924 года открылась Картинная галерея. С 1924 по 1930 год важным источником пополнения Картинной галереи и Гравюрного кабинета стали собрание Эрмитажа и национализированные частные коллекции из Государственного музейного фонда. В Музей пришли произведения из собраний Д.И. Щукина, С.М. Третьякова; семей Барятинских, Бобринских, Брокар, Вяземских-Шереметевых, Михалковых; из расформированных ленинградских музеев дворянского быта во дворцах князей Юсуповых, графов Шуваловых и Строгановых и др.

Начало 1930-х годов стало рубежным в истории Картинной галереи – по распоряжению Главнауки из основного фонда Эрмитажа поступили 73 первоклассные работы старых европейских мастеров: Тициана, Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Перуджино, Каналетто, Мурильо, Кранаха.

«Впервые в Москве создается первоклассная галерея произведений живописи старых мастеров, достойная столицы Советского Союза». А.В. Луначарский. 1924.

«...политикой Главнауки намечен новый путь. Положено начало созданию картинной галереи, какой еще не видела Москва, и в которой будут представлены главные периоды и школы старой западной живописи, с полнотой и типичностью, позволяющими говорить о самостоятельном характере этого собрания». Н.И. Романов. 1927